Архив рубрики: мощи

Атеистический дайджест #130. Кровавые ритуалы атеистов и битва за мощи

На прошедшей в конце ноября православной конференции епископ Тихон (Шевкунов) заявил, что убийство царской семьи в 1918 году на самом деле было особым религиозным ритуалом, который совершили большевики-атеисты. О дискуссии вокруг расстрела царской семьи, члены которой были признаны РПЦ святыми, а также о том, как в Суздале две церкви не поделили между собой мощи - в сто тридцатом выпуске "Атеистического дайджеста".

Культ мощей. Часть 12: Несвятые останки

Для миллионов людей мощи, останки умерших праведников, являются материальным подтверждением их религиозной веры. И хотя мы уже давно знаем о тех естественных процессах, которые ответственны за создание мумифицированных останков, выдаваемых служителями культа за якобы неоспоримые доказательства чудес и святости, популярность мощей среди верующих не угасает. Тела, не подверженные естественному процессу разложения, считаются уникальным церковным чудом. Однако на сегодняшний день зафиксировано немало случаев обнаружения нетленных останков людей, при жизни никоим образом не связанных ни с церковью, ни с религией вообще. И не только людей. Об этом и пойдет речь в двенадцатой части цикла "Культ мощей. Чему поклоняются верующие?".

Гуру из холодильника. В Индии последователи духовного наставника ждут его воскрешения

В Индии разрешили оставить без погребения тело гуру Ашутоша Махараджа, замороженное его последователями в ожидании возвращения к жизни из медитации. 

Верховный суд штатов Пенджаб и Харьяна отклонил иск Дилипа Кумара Джха, который заявляет, что является сыном гуру. Он хочет кремировать отца по индуистским обычаям. В этом его в 2014 году поддержал суд первой инстанции после того, как доктора подтвердили клиническую смерть Махараджа. Суд также отклонил требование Дилипа о проведении ДНК-теста для подтверждения родства. Для этого мужчине нужно будет при желании подать гражданский иск.

Верховный суд штатов также постановил, что тело гуру периодически должны осматривать врачи из больницы Лудхианы — крупнейшего города Пенджаба. При этом члены основанного Махараджем движения «Миссия пробуждения божественного света» должны внести на депозит пять миллионов рупий (более 77,2 тысячи долларов), которые будут покрывать расходы медиков.

Махараджа умер от сердечного приступа в январе 2014 года. При этом его последователи считают, что гуру находится в состоянии глубокой медитации. Они поместили тело духовного учителя в морозильный шкаф и хранят под серьезной охраной на территории общины в Пенджабе.

Предполагаемый сын Махараджа считает, что в этом деле необходимо уголовное расследование, поскольку члены движения могут специально держать у себя останки для сохранения контроля над его активами. Дилип также заявляет, что настоящее имя гуру — Макеш Кумар Джха, он уроженец деревни в штате Бихар.

«Миссия пробуждения божественного света» была основана в 1983 году в городе Джаландхар. Ее последователями являются миллионы человек по всему миру, а стоимость принадлежащей организации в разных странах недвижимости оценивается в 120 миллионов долларов.

Культ мощей. Часть 11: Парижские катакомбы

Жизнь кипит не только на улицах Парижа, но и под ними. Правда, эта подземная жизнь во многом запретная и тесно соприкасается со смертью. Совершенно другой мир представляет собой сотни километров запутанных тоннелей, забитых миллионами человеческих костей, лежащих там уже больше двух веков. Одиннадцатое видео из цикла "Культ мощей" расскажет о том, как и почему вышло так, что парижские катакомбы оказались в буквальном смысле завалены останками шести миллионов человек.


Культ мощей. Часть 10: Современные мумии


Десятая часть цикла "Культ мощей. Чему поклоняются верующие?" расскажет о современных мумиях. Речь пойдет о невероятных посмертных приключениях американского бандита Элмера Маккерди, о философе Иеремии Бентаме, пожелавшем превратиться в мумию, о водителе такси из Англии Алане Биллисе, завещавшем свое тело науке и забальзамированном по методике, использовавшейся в Древнем Египте, а также о мавзолее Буэна Виста в Венесуэле, где в XIX веке доктор Готтфрид Нохе проводил эксперименты по сохранению тел умерших.


Предыдущие выпуски:

Культ мощей. Часть 9: Мексиканские культы и музей мумий в Гуанахуато

В девятой части цикла "Культ мощей. Чему поклоняются верующие?" речь пойдет о "самодельных" мексиканских культах Санта Муэрте, Хесуса Мальверде и святого Иуды, а также о музее в городе Гуанахуато, где на всеобщее обозрение выставлены более 50 трупов, подвергшихся процессу естественной мумификации.

Предыдущие выпуски:

Культ мощей. Часть 8: Живые трупы Мадагаскара и Индонезии


В восьмой части цикла "Культ мощей. Чему поклоняются верующие?" речь пойдет о необычных традициях жителей Мадагаскара и индонезийских островов. Малагасийцы достают из семейных склепов тела своих предков и проводят специальный ритуал фамадихана - переодевают трупы в новые одежды. А жители горных районов центральной части острова Сулавеси периодически посещают могилы умерших родственников, приносят им продукты и прочие якобы необходимые покойникам предметы.

Предыдущие выпуски:

Мощи Серафима Саровского улетели в космос

19 октября космический корабль «Союз МС-02» стартовал с космодрома Байконур и взял курс к Международной космической станции. Помимо трех членов экипажа в космос отправились мощи преподобного Серафима Саровского.

В сентябре по благословению патриарха РПЦ Владимира Гундяева частица мощей преподобного была передана представителям Центра подготовки космонавтов. "Во время взлета и посадки частица мощей в мягкой коробочке будет находиться на груди командира, а в течение полугодового полета святыня пребудет в специальном месте в верхней части станции", - рассказывали тогда в ведомстве.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, собственноручно передавший руководству центра останки Саровского, отметил, что сотрудники Центра в большинстве своем являются верующими людьми, а "когда осуществляют полет в далекий космос, еще больше понимают, как всё в этом мире держится благодати божьей".

После окончания полета мощи будут переданы в православный храм в Звездном городке.

Атеистический дайджест #69. Ходячие мертвецы буддистского монастыря


Нешуточные страсти кипят в Иволгинском дацане, где на минувшей неделе, по словам главного буддиста России Дамбы Аюшеева, начало двигаться нетленное тело умершего без малого 90 лет назад хамбо-ламы Итигэлова. Между тем православные служители культа продолжают заниматься освящением аварийных участков дорог, а в Украине Верховная рада избавила церковь уплаты налогов. Обо всем этом более подробно - в шестьдесят девятом выпуске "Атеистического дайджеста".

Мощи Серафима Саровского полетят в космос

По благословению патриарха РПЦ Владимира Гундяева частица мощей преподобного Серафима Саровского передана представителям Центра подготовки космонавтов. Церковную реликвию собирается взять с собой в полет экипаж корабля "Союз МС-02", который в скором будущем должен отправиться на Международную космическую станцию.

Планировали, что космонавты полетят 23 сентября, однако из-за технических неполадок старт на Байконуре Роскосмос отложил минимум на две недели. Так что преподобный Серафим не помог, злословят блогеры и предполагают: дело в том, что "молитвы оказались просроченными, а масло в кадилах контрафактным".

Религиозные обряды в России давно проникли практически во все сферы общественной жизни. Вот и на космодромах уже не первый год совершаются молебны. Казалось бы, население страны должно к этому привыкнуть и не удивляться подобным вещам. Однако, странное дело, даже среди верующих людей мне не удалось найти ни одного человека, кто разделил бы трепетное чувство командира "Союза" Сергея Рыжикова. Отчего-то у всех моих собеседников вызывала нервный смех такая трогательная подробность: "Во время взлета и посадки частица мощей в мягкой коробочке будет находиться на груди командира, а в течение полугодового полета святыня пребудет в специальном месте в верхней части станции".

Пользователи социальных сетей соревнуются в остроумии. Имея в виду космический туризм, предлагают слоган "Туры для мертвых и их частей". Интересуются, будет ли крестный ход вокруг МКС, предлагают прикрутить к станции купола и ввести новую штатную единицу – бортовой батюшка. Кое-кто опасается, не замироточит ли на МКС пульт и не случится ли тогда короткое замыкание. 


Профессор факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Гасан Гусейнов объясняет, почему идея отправить в космос святые мощи части просвещенной публики показалась неуместной: 

ут есть несколько слоев. Мы живем в необыкновенно интересное время, когда какие-то десятилетиями накопленные ожидания и раздражения сошлись в одной точке. С одной стороны, мы в советское время довольно долго жили в условиях абсолютного культа науки, прогресса и рациональности, хотя это была не всегда настоящая наука. Потому что наряду с успехами, скажем, естественных дисциплин – математики и так далее, наукой объявлялась также и идеология. У нас был "научный коммунизм". И в головах у людей это болезненное противоречие, конечно, сидело, но сейчас оно с самой неожиданной стороны прорвалось. И именно это вызывает истерическую реакцию.

Оно прорвалось в тот момент, когда вдруг люди совершенно всерьез заговорили о религии. Не только о православии, но вообще все конфессии и деноминации вдруг оказались каким-то реальным фактором жизни. Началось строительство всяких храмов. Началось массовое отправление обрядов, завоз каких-то мощей, пояс богородицы привезли. И это массовое движение соединилось с такой же массовой советской суеверностью, которая существовала десятилетиями. Посидеть на дорожку, через порог не передавать предметы, не протягивать руку через порог – таких суеверных примет тысячи. Их не меньше, чем было у древних римлян в дохристианскую эпоху. И вот произошла встреча бытовых суеверий с совершенно абсурдным внедрением религиозности в общественную жизнь.

Если бы это все оставалось на частном уровне, ничего страшного не было бы, но это внедрилось в общественную, политическую жизнь. Когда все эти главы государства со свечечками стоят в храмах, это совсем не частная жизнь! Это навязывание обществу некоторой религиозной идеологии. Подчеркну, даже не веры в бога, потому что вера – это действительно частное дело каждого, хочешь – верь, хочешь – не верь. А здесь эта встреча произошла.

И это событие – отправка в космос такого объекта, причем не в порядке исследования этого объекта, а как некоего священного амулета с совершенно непонятной целью, – с моей точки зрения, даже до некоторой степени богохульство и глумление над чувствами верующих. Потому что совершенно непонятно, с какого бодуна надо мощи святого отправлять на околоземную орбиту. Вот это и вызывает почти истерический смех. Потому что истерическая реакция или близкая к ней нервная реакция – это выражение бессилия, беспомощности людей осознать происходящее".